Пояснение к статьям "Младшая школа", "Средняя школа", "Старшая школа".
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна программы определяется опорой на современные исследования в области теории музыкального образования и обширный практический опыт, накопленный преподавателями класса арфы ДМШ и ДШИ г. Москвы за последние десятилетия.
Актуальность данной программы обусловлена современными объективными условиями деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей: неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, степени развития вкусов и потребностей;повышением уровня занятости разными видами учебной деятельности и информационной нагрузки школьников на фоне общего ухудшения состояния их здоровья. С другой стороны, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дополнительного образования детей, оснащение учебных классов аудио- и видеоаппаратурой, новыми музыкальными инструментами профессионального уровня, создание современного высокохудожественного репертуара для арфы стимулирует мотивацию детей к освоению музыкально-исполнительской деятельности, позволяет в перспективе рассчитывать на повышение качественных показателей ожидаемых результатов освоения программы. Программа может быть также реализована в условиях внедрения в образовательных учреждениях дополнительного образования детей нового поколения учебных планов.
Педагогическая целесообразность программы определяется ориентацией на дифференцированные модели образовательного процесса, направленные на выявление и реализацию способностей ученика на разных этапах обучения, обеспечивающие создание благоприятных условий для эффективной организации учебного процесса, повышения его результативности, возможность более точно определять перспективы развития каждого ребенка. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении.
Цель образовательной программы - формирование у детей культуры музыкально-исполнительской деятельности и создание возможности выбора между любительским музицированием и профессиональным образованием.
Современными задачами обучения детей в классе арфы являются: формирование мотивации к занятиям музыкой; воспитание трудолюбия, целеустремленности, организованности в занятиях; воспитание эмоциональной отзывчивости на проявления эстетически ценных качеств в искусстве и жизни; развитие художественного вкуса и эстетических потребностей учащихся; развитие музыкальных способностей детей; формирование умений и навыков, необходимых для игры на инструменте, чтения нот с листа, коллективного музицирования, подбора музыки по слуху; формирование умений ориентироваться в музыкальных стилях, жанрах и формах; формирование и развитие необходимых для музыкального исполнительства личностных качеств; формирование знаний об устройстве и истории развития инструмента, традициях исполнительства на арфе, совокупности приемов игры на инструменте, соответствующих им элементов нотной графики; формирование знаний обозначений темпа и характера исполнения музыки, штрихов и динамических оттенков; выявление наиболее одаренных детей для ихъ профессональной ориентации и подготовки к поступлению в средние профессиональные заведения.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих: наличие тематического плана для семилетнего срока обучения; отсутствие жесткого деления учебного курса по годам обучения; разделение процесса освоения программы на три этапа; включение навых исполнительских приемов игры на арфе и современного музыкального репертуара. В реализации образовательной программы участвуют дети в возрасте от 7 лет, продолжительность ее реализации 7 (8) лет.
Для релизации данной образовательной программы необходимы занятия с преподавателем три раза в неделю, общий объем которых составляет 3 академических часа во всех классах. Объем самостоятельных занятий учащихся определяется индивидуально. Процесс освоения образовательной программы разделен на три этапа- начальный (1-3 классы), средний (4-5 классы), старший (6-7 (8) классы). Итог каждого этапа - исполнение программы различной степени трудности.
Ожидаемые результаты: наличие у детей знаний устройства и истории арфы, традиций исполнительства на этом инструменте; совокупности приемов игры на инструменте, соответствующих им элементов нотной графики; обозначений темппа и характера исполнения музыки, штризхов и динамических оттенков; о музыкальных стилях, жанрах и формах; наличие у детей умений, навыков и линостных качеств, необходимых для музыкально-исполнительской деятельности, чтения нот с листа, коллективного музицирования, подбора музыки по слуху; наличие у детей понимания испоняемых музыкальных произведений; наличие у дедей развитых музыкальных способностей и музыкального мышления ( относительно исходного уровня с учетом индивудальных личностных качеств); наличие у детей готовности к самосотятельной музыкальной деятельности.
Способы проверки ожидаемых результатов: исполнение выученной с преподавателем концертной программы; исполнение выученного самостоятельно музыкального произведения; исполнение несложного произведения без предваритеольной подготовки ( с листа).
Формы подведения итогов: промежуточная аттестация: прослушивание, академический концерт, зачет; итоговая аттестация : экзамен.
|