Валторна. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.10.10 12:59

Источник.

Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.



Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».


Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15 звуков.

Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем, в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м со множеством завитков.


В центре круга расположен вентильный механизм, регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту натуральных звуков. Левая рука исполнителя лежит на трех клавишах вентильного механизма. Дополнительные 4-й и 5-й вентили во многом облегчают исполнительный процесс. Воздух в инструмент вдувается через мундштук.

На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд звуков натуральной гаммы.

Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической получаются посредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие звуки называются закрытыми. При высоком строе валторны длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее употребительные строи валторны: F, E, Es.

Чтобы переменить строй валторны, пользуются добавочными согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и называются машинками или кронами. Не на каждой валторне можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй валторны, тем число доступных нот увеличивается.

На валторне с тремя пистонами или с цилиндрами играющий может получить полную хроматическую гамму, без закрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а исполняется в том ладу, в котором валторна настроена.

Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее мягким звуковым характером. Этот инструмент - один из необходимейших в симфоническом оркестре.


Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками классического концерта для солирующей валторны с оркестром.

В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора образов.

В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл героическое начало в звучании инструмента, его он затем выделил и в симфонических произведениях. В русской классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание инструмента было приближено к человеческому голосу, к певучему произнесению музыкальных фраз.

Советские композиторы, наследуя классические традиции, интересно и изобретательно использовали валторну в своем творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.


Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.

Ноты для валторны с сайта http://notes.tarakanov.net

А. Невилько, "A voyage" джаз-баллада для валторны (in F) и фортепиано, 15 стр., 224Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат):

Партия валторны, 8 стр., 140Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат)

А. Невилько, "Элегия" для валторны (in F) и фортепиано, 5 стр., 228Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат):

Партия валторны, 1 стр., 48Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат

И.-С. Бах, Прелюдия и фуга ре минор, инструментовка для квинтета медных духовых инструментов А.Жульева (труба 1,2, валторна, тромбон, туба) партитура, партии, 1.5Мб. (ВНИМАНИЕ! BMP-формат)

И.-С. Бах, "Адажио" (переложение для валторны и фортепиано, 3 стр., 143Кб.

Е. Боцца, "В лесу" для валторны и фортепиано, 12 стр., 845Кб.

К. Даниельссон, Концертная Сюита для Тубы Соло и четырех Валторн (транскрипция для тубы и 4-х тромбонов):

1 часть, 1,114 Мб Партитура и партии, 20 стр.
2 часть, 596 Кб Партитура и партии, 10 стр.
3 часть, 480 Кб Партитура и партии, 11 стр.
4 часть, 1,071 Мб Партитура и партии, 19 стр.

B. Дюк (V.Duke), "I. Can't gat started" (для голоса и фортепиано + гитарные аккорды, 3 стр., 142Кб. П. Дюка, "Деревенская идиллия" для валторны и фортепиано, 13 стр., 786Кб. Партия валторны, 4 стр., 232Кб

Л. Керубини, Соната Фа-мажор для валторны и фортепиано, клавир, 14 стр. , 765Кб.

А. Копланд, "Fanfare for the common man" для ансамбля медн. духовых и ударных инстр. (Состав: 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона , Туба, Литавры, Б.Барабан и Там-там), 17 стр. , 362Кб

Г. Лигети, Концерт для валторны и камерного оркестра ("Гамбургский"), партитура, 6.5Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Мирон, Квартет No2 для валторн (партии), 3.058Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат!)

В.-А. Моцарт, Секстет, для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано, партии, 31Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ, посвященный Н.А.Римскому-Корсакову М. Риндт, Impression in Jazz для валторны и фортепиано, 25 стр., 1286Кб.

А. Рубцов, "Квартет для четырёх валторн", (партитура), 877Кб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

Ж.-Я. Штих-Пунто, "Концерт для валторны с оркестром", клавир и партия валторны, 422Кб. (ВНИМАНИЕ!, Многотомный TIFF-файл).

И, валторна на видео.

 

Последнее обновление 04.12.13 22:23
 

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши страницы

    

Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions