Лазерная арфа - что это? PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.10.10 00:54

Источник.

Источник.

Источник.

Лазерная арфа — это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Она знаменита тем, что используется на концертах Жана Мишеля Жарра.

Лазерная арфа, которая получила свое имя из-за сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году. Китайская публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые показан публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.



Французский инженер Филипп Гуерр (Philippe Guerre), интересующийся музыкой, внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях. Фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие.

Лазерная арфа с похожей конструкцией использовалась Жарром на концерте в Хьюстоне и дальнейших представлениях. Интеллектуальную часть инструмента составляет микрокомпьютер, использующий программу Laserharp, разработанную Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты, когда Жарр дотрагивается к световым «струнам». Когда Жарр перемещает руки вверх или вниз, тон ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается.

Лазерная арфа, которую использовал Жан-Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазерных лучей.


Жан-Мишеля часто критиковали за то, что на концертах он одевает огромные неуклюжие перчатки во время игры на лазерной арфе. Однако это не часть декорации, как думают некоторые, а средство безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные темные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Так же, лазерные арфы делает Джен Левин.

У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необычное хобби — она делает лазерные арфы. Что это такое? Это одновременно и музыкальные инструменты, и художественные инсталляции. Главный их элемент — лазерные лучи, которые и "отвечают" за звуковой эффект. Удивительно, не правда ли?

На самом деле всё просто и понятно. Но такова уж специфика современного искусства: автор непременно должен всё разъяснить, обязательно сдобрив свои пояснения туманными и загадочными понятиями. И, естественно, назвать всё это концепцией.


Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен: "Использование света вместо реальных струн меняет наше восприятие пространства и материи.

То, чего физически не существует (виртуальная струна), действует так, как если бы оно там было". Прямо поэзия!.

Взяв на вооружение эту — или какую-нибудь другую — "закрученную" формулировку, а то и вовсе без неё, Джен занялась лазерными арфами ещё в 1997 году и с тех пор успела сделать их 8 штук. Такое вот увлечение. 
Она утверждает, что все арфы отличаются друг от друга: одни выполнены в виде элегантных деревянных скульптур, другие не так изящны, но зато водостойкие и устойчивые к погодным воздействиям.
Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант фонда Black Rock Art, представила её широкой публике в прошлом году на фестивале Burning Man, а сейчас показывает свой инструмент на Wired NextFest. Поэтому, по словам художницы, арфу пришлось защитить не только от ветров, дождей и грязи, но и от "физического воздействия посетителей".


Чтобы получше продемонстрировать возможности арфы и привлечь внимание зрителей, Джен решила сделать её составной. Инсталляция состоит из трёх арф, которые можно составлять каким угодно образом (каждая питается от автономного источника электротока). Кстати, Джен так и переставляла свои творения все дни выставки. То есть каждым утром инсталляция оказывалась как бы новой.
Впрочем, утром, как и днём, смотреть особо не на что — обычные стальные каркасы. А вот ночью происходило нечто волшебное. Вертикальные лучи, начинающиеся у самой земли и резко "обрывающиеся" на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в чистом поле, так сказать, — зрелище воистину чарующее. Но посетители не забывали и про музыкальную составляющую конструкций. И не зря — она тоже оказалась крайне необычной.
Ведь струны — это лучи, которые не только можно "дёргать", но и проходить насквозь. Можно даже сыграть целую композицию — пробегая (или проходя, в зависимости от музыкальных предпочтений) по разным арфам: разумеется, если конфигурация позволяет.
По прикидкам, лучей-струн хватает октав на пять: можно изобразить (до чего же подходящее слово!) что-нибудь очень симфоничное, тем более что играть могут несколько человек сразу. Но не для того делась арфа лазерной, чтобы её использовали как обычную. Поэтому Джен решила добавить в неё кое-какие "фишки", которые и не снились композиторам, сочинявшим партии для арф.


К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых разных сэмплированных звуков, амплитуда которых, к тому же, меняется в зависимости от скорости передвижения: чем быстрее, тем громче. Джен говорит, что так можно играть самые разные мелодии — в основном, медитативного и атмосферного характера.
На сайте Джен есть видеоролики с игрой на лазерных арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах — есть что посмотреть и послушать.
Заканчивая рассказ о замысле лазер-арф, Джен вдруг вспоминает о том, что её инсталляция "оснащена лазерами класса, признанного безопасным для использования при прямом воздействии". После такого интересного объяснения концепции слова о классе аппаратуры звучат как банальность. 
Но Джен можно понять: ведь эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которых найдётся место в музыкальной индустрии — и даже не виртуальное.

Итак, своё распространение лазерная арфа получила и в России.

Российские музыканты решили не следовать западному опыту и попробовали построить лазерную арфу с нуля. В результате у конструкторов творческого объединения Deftaudio из Нижнего Новгорода получилась тоже корпусная лазерная арфа, но из восьми лучей. Как рассказали разработчики корреспонденту Infox.ru, в конструкции нижегородской арфы используется один промышленный лазер мощностью до 100 мВт, а также восемь отражателей и такое же количество сенсоров, которые крепятся на раме высотой около двух с половиной метров.


Единственный лазер копируется по тому же принципу, что и в инструменте Гуерра, но каждый получившийся в итоге луч принимается индивидуальным сенсором. Положение руки по высоте относительно луча в отечественной разработке может контролироваться при помощи инфракрасного датчика, который крепится к руке.

Как и ее аналоги, арфа Deftaudio подключается к синтезаторному оборудованию, что позволяет моделировать ее звучание на усмотрение исполнителя.



Мощность нижегородской лазерной арфы невелика, и для нее не обязательно использовать асбестовые перчатки. Поэтому лучше всего она смотрится в небольших затемненных помещениях, где работает дым-машина. Именно это позволяет использовать ее в клубах и концертных залах.

А вот так инструмет звучит на видео.

 

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions