Не совсем кельтская,но арфа. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
15.06.10 18:43

Источник.

Инструментальная музыка обско-угорских народов.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра в настоящее время ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию искусства и культуры коренных народов Севера.
Необходимым компонентом данного направления является углубленное изучение и передача подрастающему поколению национально-культурного наследия.
Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах: санквылтапе, нарсъюхе, турмане, бубне, нэрнэ йив («Скрипка»), тарыг сыплув йив («Журавль»).
Обучение детей в направлении «Инструментальная музыка» проходит на сангквылтапе (манс) и нарсъюхе (хант). Традиционные наигрыши на санквылтапе и нарсъюхе имеют широкую область бытования. Кроме того, на этих инструментах исполняются мелодии, сопровождающие танцы и шуточные представления медвежьего праздника, в которых участвуют люди. Это свидетельствует об универсальности сангквылтапа и нарсъюха, их способности аппелировать к любому из миров. Вероятно, по этой причине струнные музыкальные инструменты активно используются в качестве эквивалента к бубну. Поэтому очень важно внедрение музыкального искусства обско-угорких народов в дополнительное образование.
Главной задачей изучения инструментальной музыки народов ханты и манси является то, чтобы дети смогли передать свои мысли, чувства и впечатления музыкальными звуками, развить в них музыкальную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности. Научить любить природу, слышать её звуки и передавать их с помощью музыкального инструмента. 
Образовательная программа «Мастерская обско-угорских наигрышей» была разработана в 2007 году на основе исследовательского и преподавательского опыта национальной детской школы искусств п. Саранпауль Березовского района и адаптирована в условиях Детского этнокультурно-образовательного центра «Лылынг союм» г. Ханты-Мансийск.

Итак,к чему я веду.А веду я к интересному инструменту...

Журавль.

Журавль - национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки.
Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента. Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по бурдонной струне.
Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси.
Существующее многообразие названий данного инструмента создает определенные сложности. В литературных источниках инструмент называют по разному: «разновидность арфы», «мансийская угловая арфа», «югорская арфа»; в просторечье по-русски инструмент называют «гусь», «журавль», «лебедь». Восточные ханты называют инструмент «тороп юх» - дословный перевод: журавль, дерево; северо-западные ханты - тарэгсапль; северные сосьвинские манси - «тарыгсып йив»; северные сыгвинские манси называют инструмент «тарыг сыплув ийв» - (транскрипция - тары сиплув йив, дословный перевод: журавля шея деревянная) и т.д. В различных наречиях ханты и манси во всех названиях данного инструмента, состоящих из одного, двух или трёх слов, обязательно присутствует слово «журавль», поэтому в целях унификации для удобства практического обучения игре на данном инструменте, мы произвольно назвали его - Журавль.
Дерево (как правило, ель) для изготовления журавля должно быть выдержанным, а не просто высушенным. У выдержанного дерева капилляры засмаливаются и не пропускают влагу. На старинных инструментах выстругивались деревянные колки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром, но служили очень недолго. В настоящее время обычно пользуются гитарными колками и металлическими струнами.
Этот уникальный инструмент в инструментарии других народов Сибири отсутствовал. Ближайший аналог Югорской арфе - археологический экземпляр инструмента, найденный в Пазарыкском кургане и датируемый V-VI вв. до нашей эры.
Игра на журавле сопровождала исполнение песен медвежьего праздника и эпических произведений, повествующих об историческом прошлом народа.
При игре кладут инструмент на колени или же на правую ногу в вертикальном положении. Одной рукой играют мелодию, другой защипывают бурдонную струну. Некоторые исполнители при помощи петли на дуге создают вибрато.
Этот прекрасный грациозный инструмент использовался как сольный или аккомпанирующий . В настоящее время используется в сольной и в ансамблевой игре. 

Последнее обновление 28.12.10 03:17
 

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions