Валторна. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наталья Гальцова   
02.10.10 12:59

Источник.

Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.



Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».


Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15 звуков.

Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем, в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м со множеством завитков.


В центре круга расположен вентильный механизм, регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту натуральных звуков. Левая рука исполнителя лежит на трех клавишах вентильного механизма. Дополнительные 4-й и 5-й вентили во многом облегчают исполнительный процесс. Воздух в инструмент вдувается через мундштук.

На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд звуков натуральной гаммы.

Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической получаются посредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие звуки называются закрытыми. При высоком строе валторны длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее употребительные строи валторны: F, E, Es.

Чтобы переменить строй валторны, пользуются добавочными согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и называются машинками или кронами. Не на каждой валторне можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй валторны, тем число доступных нот увеличивается.

На валторне с тремя пистонами или с цилиндрами играющий может получить полную хроматическую гамму, без закрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а исполняется в том ладу, в котором валторна настроена.

Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее мягким звуковым характером. Этот инструмент - один из необходимейших в симфоническом оркестре.


Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками классического концерта для солирующей валторны с оркестром.

В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора образов.

В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл героическое начало в звучании инструмента, его он затем выделил и в симфонических произведениях. В русской классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание инструмента было приближено к человеческому голосу, к певучему произнесению музыкальных фраз.

Советские композиторы, наследуя классические традиции, интересно и изобретательно использовали валторну в своем творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.


Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.

Ноты для валторны с сайта http://notes.tarakanov.net

А. Невилько, "A voyage" джаз-баллада для валторны (in F) и фортепиано, 15 стр., 224Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат):

Партия валторны, 8 стр., 140Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат)

А. Невилько, "Элегия" для валторны (in F) и фортепиано, 5 стр., 228Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат):

Партия валторны, 1 стр., 48Мб. (ВНИМАНИЕ!, PDF-формат

И.-С. Бах, Прелюдия и фуга ре минор, инструментовка для квинтета медных духовых инструментов А.Жульева (труба 1,2, валторна, тромбон, туба) партитура, партии, 1.5Мб. (ВНИМАНИЕ! BMP-формат)

И.-С. Бах, "Адажио" (переложение для валторны и фортепиано, 3 стр., 143Кб.

Е. Боцца, "В лесу" для валторны и фортепиано, 12 стр., 845Кб.

К. Даниельссон, Концертная Сюита для Тубы Соло и четырех Валторн (транскрипция для тубы и 4-х тромбонов):

1 часть, 1,114 Мб Партитура и партии, 20 стр.
2 часть, 596 Кб Партитура и партии, 10 стр.
3 часть, 480 Кб Партитура и партии, 11 стр.
4 часть, 1,071 Мб Партитура и партии, 19 стр.

B. Дюк (V.Duke), "I. Can't gat started" (для голоса и фортепиано + гитарные аккорды, 3 стр., 142Кб. П. Дюка, "Деревенская идиллия" для валторны и фортепиано, 13 стр., 786Кб. Партия валторны, 4 стр., 232Кб

Л. Керубини, Соната Фа-мажор для валторны и фортепиано, клавир, 14 стр. , 765Кб.

А. Копланд, "Fanfare for the common man" для ансамбля медн. духовых и ударных инстр. (Состав: 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона , Туба, Литавры, Б.Барабан и Там-там), 17 стр. , 362Кб

Г. Лигети, Концерт для валторны и камерного оркестра ("Гамбургский"), партитура, 6.5Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Мирон, Квартет No2 для валторн (партии), 3.058Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат!)

В.-А. Моцарт, Секстет, для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано, партии, 31Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ, посвященный Н.А.Римскому-Корсакову М. Риндт, Impression in Jazz для валторны и фортепиано, 25 стр., 1286Кб.

А. Рубцов, "Квартет для четырёх валторн", (партитура), 877Кб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

Ж.-Я. Штих-Пунто, "Концерт для валторны с оркестром", клавир и партия валторны, 422Кб. (ВНИМАНИЕ!, Многотомный TIFF-файл).

И, валторна на видео.

 

Последнее обновление 04.12.13 22:23
 

Портал Поставщиков

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Авторизация






Моя корзина




Ваша корзина пуста.

Поиск товаров

Поиск статей

Производители




Наши посетители

Наша музыка

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions